При заключении договора о поставке товаров или предоставлении услуг покупатель нередко предоставляет поставщику аванс – платеж в счет будущих поставок. Однако бывают случаи, когда продавец оказывается не в состоянии выполнить возложенные на него обязательства. Для того чтобы заказчик был уверен в получении продукции или оперативном возврате ему авансированных средств используется банковская гарантия (ст. 368-379 ГК РФ).
Возможность дистанционного обучения/аттестации без отрыва от работы
Мы предоставляем обучение более чем по 2500 курсам от ведущих преподавателей
Вы получите установленные законодательством документы по направлению банковская гарантия на возврат авансового платежа
При заключении сделки стороны подписывают между собой договор, который обладает юридической силой. Следовательно, если покупатель предоставил аванс, а поставщик свои обязательства не выполнил, то деньги авансовый платеж всегда можно вернуть через обращение в суд. Но как быть, если судебное разбирательство затянулось, а компании необходимы средства на уплату аванса новому продавцу? Для этого и существует банковская гарантия.
Банковская гарантия на возврат аванса – это документ, который устанавливает обязательство коммерческого банка гаранта вернуть авансированную сумму заказчику в случае, если поставщик не сможет выполнить свои обязанности или откажется от их выполнения. Банковская гарантия, таким образом выступает поручительством коммерческого банка по обязательствам продавца.
Существуют некоторые особенности такого рода обеспечения авансовых платежей:
В случае, если поставщик свои обязательства не выполнил, заказчик обращается в банк-гарант, представляет ему сам гарантийный документ и договор. В течение 3-5 дней банковская комиссия рассматривает прошение и производит все необходимые выплат. В итоге такая процедура представляется куда более оперативным решением проблемы, нежели судебное разбирательство.
Хотя использование банковских гарантий в частной практике – дело добровольное, но ныне большинство контрагентов все же настаивают на ее оформлении. Это гарантирует им исполнение обязательств их партнерами даже в период экономического кризиса, когда компании опасаются выплачивать авансы своим контрагентам.
Если компания принимала участие в государственном или муниципальном тендере и стала его победителем, то ей потребуется оформлять такой документ в обязательном порядке.
В общем виде, банковскую гарантию оформляет сторона, получающая аванс в счет будущих поставок.
Хотите получить полный расчет стоимости?
В оформлении банковской гарантии заинтересованы обе стороны сделки, поскольку она формирует ряд положительных аспектов:
Стоит добавить, что перед выдачей гарантии банк тщательно проверяет поставщика, в том числе оценивает стабильность его финансового положения и эффективность хозяйственной деятельности. Зная это, покупатели в большей мере доверяют поставщикам, имеющим гарантийный документ.
Хотя каждый финансовый институт устанавливает индивидуальные расценки за банковские гарантии, существует и усредненная цена такой услуги. Она зависит от характера обязательств и особенностей сделки.
В общем виде цена банковской гарантии колеблется от 1 до 5% суммарной стоимости контракта.
Если сделка отличается повышенным уровнем риска, то банк может потребовать от поставщика представление залога в виде движимого или недвижимого имущества в обмен на выдачу поручительства. Суммарная цена такого залога может составлять порядка 10-20% цены контракта.
Существуют также механизмы, в рамках которых получатель гарантии не просто передает финансовому институту-гаранту сумму денежных средств, но приобретает его ценные бумаги.
Вы получите помощь и консультацию по любому возникшему вопросу
Для того чтобы получить от банка гарантийный документ поставщику потребуется написать соответствующее заявление и подготовить внушительный пакет документов. Во всех финансовых учреждениях Москвы он включает:
Отдельные банки также запрашивают сведения управленческого учета в целях выяснения нюансов хозяйственной деятельности заказчика. Специальная комиссия гаранта тщательно изучает представленный пакет бумаг в течение 3-х рабочих дней.
Если фирма обращается за гарантией в один и тот же банк повторно, то она может рассчитывать на более лояльные требования к пакету документов.
Следует отметить, что действовать банковская гарантия начинает с момента ее представления поставщику, а оканчивается ее срок через месяц после завершения обязательств сторон по контракту.
Прежде чем обращаться в первый попавшийся банк, следует уточнить – входит ли он в общегосударственный реестр финансовых институтов, имеющих лицензию на такого рода деятельность. Этот официальный список находится в свободном доступе и ознакомиться с ним можно в любое время. Более того – важно сравнить условия разных банковских учреждений Москвы, которые могут существенно отличаться друг от друга.
После того, как учреждение-гарант определено, следует совершить следующие действия:
Поскольку банк предоставил поставщику свое поручительство, то он будет тщательно отслеживать процесс выполнения контракта.
Учитывая, что неверное оформление документов может стать причиной отказа банка в выдаче гарантии, а пакет документов может рассматриваться банковской комиссией на протяжении нескольких недель, то можно за небольшую плату делегировать решение этих задач брокерам.
Многие предприниматели задаются вопросом: как работает банковская гарантия, после того, как она передана на руки покупателю? Процесс этот выглядит следующим образом:
Российским законодательством предусмотрена оплата требований покупателя в течение 3-5 дней, в случае, если все представленные им документы оформлены правильно, и факт уклонения поставщика от выполнения его обязательств налицо (ст. 375 ГК РФ).
Вас что-то заинтересовало? Ведущие специалисты проконсультируют вас бесплатно.